80LevelElf about IT Записи Мои проекты Обо мне
####Ссылки на другие части: - [Развитие ИИ. Часть первая - что же (скорее всего) будет?](http://80levelelf.com/Post?postId=23) - Развитие ИИ. Часть вторая - почему мечты о раю для всех (скорее всего) окажутся ложью. Любите ли вы научную фантастику 20-го века? Азимова, Стругацких? Видели ли вы (хотя бы мельком) фильмы 20-го века, действие которых происходило в будущем? Летающие автомобили, смешные роботы из фольги, нарочито яркая и дурацкая одежда обитателей мнимого мира будущего? ![](https://i.imgur.com/IiuXtdu.jpg) Знаете, что объединяет все эти массовые произведения культуры о будущем? Они не о будущем, они лишь об *антураже будущего*. Будущее в этих фильмах лишь экстраполяция настоящего. Азимов в своем фантастическом мире (а он связал все свои произведения от Р. Д. Оливо до Основания в единую вселенную) создал позитронный мозг - мощный искусственный интеллект общего назначения. Этот интеллект в его книгах может направлять человека, помогать человеку, обслуживать человека, стараться быть человеком, но **никогда не пытается заменить человека**. Все открытия в мирах Азимова принадлежат человеку. Позитронный мозг в Основании оказался достаточно сильным, чтобы осознать движение человеческой цивилизации, но изменить направления этого движения довелось именно человеку (Гэри Селдону). ![](https://i.imgur.com/E5uck9P.jpg) *А вот, кстати, как рисовали иллюстраторы Гэри Селдона. Типичный мудрый старик, которого коллективное бессознательное современного общества и ожидает видеть в роли человека-бога, направляющего нас. Очень человечно и совсем не похоже на машину, не правда ли?* Герои Азимова живут спустя тысячи лет после нас: они летают на косметических кораблях, живут вместе с умнейшими роботами (зачастую не подозревая об этом) и колонизируют Галактику. Но тем не менее, они все ещеу мирают от старости в 70-80 лет, обслуживают посетителей кафе, жениться, рожают детей, голосуют на выборах и говорят на английском. За тысячи лет внутренняя структура общества в мирах Азимова проделала куда меньший путь, чем внутренняя структура нашего общества за последние 150 лет. И у всего этого есть вполне очевидное объяснения - *нам (как и людям до нас) правила, условности, нормы морали нашего времени кажутся вполне очевидными, правильными, сами собой разумеющиеся*. А потому авторам типа Азимова просто незачем было менять эти правила. Ведь если бы они действительно захотели придумать настоящий логичный мир будущего, то пришлось бы как минимум посвящать в него читателя, что отвлекало бы от основного сюжета (который с одинаковым успехом и без особых изменений может развиваться в мире Азимова в 2200, 2500 или в 2800 году). Рабство - это плохо, потому что .... Почему? Это же очевидно. Очевидно мне, вам, подавляющему большинству людей в развитых странах. Но почему же оно существовало раньше? Причем массово и повсеместно. Или выдумаете, во время гражданской войны в США южане были за рабство, потому что на Юге живут лишь необразованные узколобые деревенщины (в противовес прогрессивному, либеральному Северу)? ###Экономические и социальные институты Для начала небольшое пояснение терминов: - Экономические институты - это то, как функционирует наша экономика. Является ли она аграрной (то есть сельскохозяйственной)? Строиться ли она на экспорте ресурсов, продукции или технологий? - Социальные институты - это то, как функционирует наше общество. Как мы выбираем тех, кто принимает решения? Во что мы верим и что считаем правильным? Живут ли люди большими кланами и имеют ли много детей? Сейчас я сделаю очень сложное утверждение, на котором и будет строиться мое последующее изложение: **социальные институты подстраиваются под экономические**. То есть то, как функционирует наше общество зависит оттого, как функционирует наша экономика. Конечно, есть и обратная зависимость, но она куда меньше выражена. Произнесенная разными терминами и доказанная разными цифрами и аргументами, эта мысль является одной из основных в трудах большинства экономистов разного толка, социологов и историков (или явно вытекает из их идей). Ниже я приведу лишь небольшую часть из них: - Капитал. Карл Маркс - Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон - Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. Эрик С. Райнерт - Капитал в XXI веке. Томас Пикетти - Sapiens. Краткая история человечества. Юваль Харари Именно этим и объясняется различие между Югом и Севером в гражданской войне в США: - Север был индустриально развитым регионом, деньги в котором делались на мануфактурах в больших городах. Северу были нужны новая рабочая сила для фабрики рынок сбыта своей промышленной продукции (в том числе сельскохозяйственной). - Юг был аграрным регионом, деньги в котором делались на бескрайних полях хлопка и других культур. Югу была нужна дешевая рабочая сила (в виде рабов), которая была бы равномерно распределена по плантациям, а не концентрировалась бы в городах. А разница в структуре экономики естественным образом влияла и на социальное развитие. В промышленном Севере была необходимость обучения рабочих для повышения их квалификации (потому что, чтобы работать на заводе нужен какой-то минимум образования), что привело к наличию массового образования. В аграрном Юге массовое образование было не то, что ненужным, оно было вредным. Более осознанных рабов было куда сложнее контролировать, а образованный раб может убежать и найти работу в городе. Подобных параллелей можно провести множество: от религии до количества детей в семьях. ###Но к чему это все? Наше текущее состояние социальных институтов (а в первую очередь социальных институтов Западных государств) прямо связанно с состоянием, в которое США вошло чуть раньше, страны Западной Европы чуть позже - это распределение доходов, в котором доминирует средний имущественный класс. И этот средний класс является следствием индустриальной экономики, которой была нужна массовая квалифицированная рабочая сила. Но, [как я писал в первой статье](http://80levelelf.com/Post?postId=23), ситуация меняется: массовая среднеквалифицированная сила становиться нужна все меньше, вместе с ней тает и средний класс. Как показывает история, все это непременно приведет к тому (и уже приводит), что наши социальные институты просто подстроятся под новое состояние экономики и новое распределение доходов, а **не попытаются изменить их**. *Мы считаем, что размытие среднего класса, бедность существенной части людей и ослабевание социальных лифтов - это неправильно, а значит эта проблема должна как-то решиться*. Но это все истины, сформулированные коллективным бессознательным общества среднего класса. Истины, которые остаются таковыми пока в них верят и их считают истинными. Мы спокойно едим курицу или варим заживо раков, но есть собак (что практикуется в Корее и в Китае) для *большинства людей считается ужасным* - это иррациональная истина, но она истина, пока так считает большинство. К таким же истинам можно отнести: - Изнасилование девственницы излечивает от СПИДа (некоторые страны центральной Африки, современность). - Люди - такая же форма собственности как скот или предметы (многие человеческие сообщества вплоть до недавнего времени, в некоторых странах до сих пор - например, [см рабство в Мавритании](https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8)). - Гоммосексуализм - это **не** нормально (многие страны мира, типа Саудовской Аравии). - Гоммосексуализм - это нормально (многие страны мира, типа Нидерландов). Все это - очевидная непреложная истина или невозможная невыносимая дикость в зависимости от того социума, где вы живете. И такая непреложная истина, что люди **не** должны массово жить и умирать в глубочайшей нищете стала истиной совсем недавно, и не являлась очевидной для сотен и тысяч поколений людей до нас. Тоже самое и с рабством. Более того, если бы вы пришли к средневековому рабу дали бы ему оружие и сказали, что, но может убить своего хозяина и стать свободным, то **он скорее убил бы вас, чем своего хозяина**. ### Что же это значит? Идея о том, что упадок среднего класса из-за автоматизации и развитии искусственного интеллекта может быть преодолен с помощью политических решений вряд ли осуществима, ведь "кровно" заинтересован в этом только сам средний класс, политическая и экономическая сила которого сходит на нет. А на то, что это произойдет из-за того, что *это правильно, гуманистично и люди будут этого требовать* рассчитывать смысла нет. Что будет через 10, 20 и 30 лет сказать сложно. Мы можем лишь смотреть на текущей вектор развития и *предполагать*, что будет. [Как я писал в первой статье](http://80levelelf.com/Post?postId=23), те или иные экономические/технологические перемены можно замедлить (но не отменить) политически - все это может привести к изменением в краткосрочном периоде (10-20 лет) и будет сильно зависеть от политических действий того или иного государства. Технологии так же развиваются и меняются, и точный предел "взрывного развития" той или иной технологии не может сказать никто (в первую очередь, это относится к искусственному интеллекту). И вполне возможно, что следующий технологический прорыв - будь то биотехнологии или полеты в космос - перевернет текущий вектор развития, и предоставит человечеству удобное решение накопившихся проблем, как бывало уже не раз (*а также создаст следующие проблемы*). Как минимум, надежда на подобный исход представляется куда более реалистичной, чем хрупкие идеи типа безусловного базового дохода. То есть безусловный базовый доход, конечно, возможен в теории. Но он будет скорее крайним временным решением, пока острые углы *новой экономической реальности* не сгладятся. А потом никто не мешает избавиться от него с помощью простейшей инфляции.
(07.01.2018)

blog comments powered by Disqus